Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ГЛАВА 3. СТАРЫЕ УЧАСТКИ ГРАНИЦ РФ. 1. ГРАНИЦЫ С НОРВЕГИЕЙ И ФИНЛЯНДИЕЙ
 
Предметом предлагаемого анализа является сухопутная и морская граница Российской Федерации со странами Северной Европы. Место прохождения и юридический статус границы РФ с Финляндией, Норвегией не менялись в течение 1990-х гг., однако не вызывает сомнения, что сопредельные государства претерпели существенные трансформации. Финляндия стала членом ЕС, в России сменился политический строй, субъекты РФ получили большие полномочия в организации внешней деятельности. Следствиями многообразных преобразований стали изменения социальных характеристик границы. Граница приобрела более открытый характер, вырос уровень приграничного сотрудничества, увеличился пассажиропоток через границы.
Основными вопросами трансграничного взаимодействия в постсоветский период стали обустройство границ, развитие приграничных территорий, становление трансграничного межрегионального сотрудничества. Осенью 1998 г. Финляндия подняла вопрос о восстановлении границ, существовавших до 1940 г.327, однако на официальном уровне этот вопрос не рассматривался, поэтому представляется возможным опустить тему урегулирования территориальных споров. В целом можно отметить, что граница РФ со странами Северной Европы с экономической точки зрения оказалась в более выгодном положении по сравнению с другими участками российской границы. Значительные финансовые средства, выделяемые ЕС на обустройство границ, развитие приграничного сотрудничества стали одним из определяющих факторов становления этой части российской границы. Высокая степень развития трансрегионального сотрудничества позволила российским регионам в ряде случаев подключиться к уже существующим международным и межрегиональным организациям.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Граница России со странами Северной Европы включает российско-финский и российско-норвежский участки. Участок границы России с Норвегией составляет 196 км и проходит по территории Мурманской области. Граница России с Финляндией начинается от Финского залива и заканчивается на побережье Баренцева моря, составляя около 1300 км.
Во времена существования Советского Союза советско-финская граница была самой длинной границей между "западной капиталистической" страной и "ведущим социалистическим государством" и представляла пример закрытой идеологической границы. С окончанием холодной войны социальный статус последней существенно изменился. После вступления Финляндии в ЕС в 1995 г. российско-финская граница стала единственной границей между страной ЕС и Россией328. С российской стороны границы расположены три региона - Санкт-Петербург, Республика Карелия и Мурманская область.

Мурманская область. Расположена на Кольском полуострове. Территория - 145 тыс. кв.км., население - 1,12 млн. человек. Городские жители составляют 93%329. Город Никель Мурманской области, расположенный на границе с Норвегией, - один из наиболее индустриально-развитых городов. Он находится в 50 км от незамерзающего порта Киркенес (Норвегия). В 30 км от Никеля расположен другой пограничный город Печенга330. На территории Мурманской области расположено две трети российских ядерных субмарин, 6 закрытых городов. Это один из наиболее милитаризированных и потенциально экологически опасных регионов мира. В 1996 г. на территории области находилось 240 реакторов, расположенных главным образом на подлодках331. Одним из наиболее значимых природных ресурсов на территории Мурманской области являются нефтезапасы. В Мурманской области находятся единственные в РФ запасы апатитов332.
Экономика. В Мурманской области располагаются крупные горнопромышленные, металлургические, лесоперерабатывающие, рыболовные, логистические компании. Область характеризуется большими объемами экспорта, 70% которого приходится на минералы и металлы. За 1994-97 гг. экспорт области увеличился более чем в два раза. Пик объема экспорта товаров был достигнут в 1997 году, когда он составил 1330,5 млн. долл., в 1999-2000 г. экспорт сократился и составил около 800 млн. долл333. Импорт составляют продукты питания334. На протяжении 1990-х гг. отмечался постоянный рост иностранных инвестиций (1995-1997 иностранные инвестиции составляли около 3 млн. долл., в 1999 г. - 14 млн. долл., в 2000 г. - 44 миллиона долл.335).
Экологическая ситуация. По данным экологов, только треть заводов Мурманской области соответствует стандартам по защите окружающей среды Расположенная на территории Мурманской области Кольская ядерная электростанция является мощнейшей в регионе. Следствием ее работы являются 25 тыс. кубометров ядерных отходов, представляющих экологическую угрозу336. Другим источником экологической опасности, в том числе трансграничной, являются выбросы двуокиси серы Печенгского и Северского металлургических заводов. Данная проблема является предметом переговоров России и Норвегии с конца 1970-х гг.337.
Правовой статус. 30 октября 1997 г. Мурманская область подписала договор о разграничении полномочий с федеральным центром, по которому получила право участвовать в международной деятельности и подписывать соглашения с субнациональными образованиями других государств.
В 1994 г. городской думой Мурманска была разработан проект свободной экономической зоны "Сурман", предполагавший создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, передачу местным властям контроля за добычей нефти и газа, сбор местных налогов. Проект получил поддержку губернатора, однако Государственная Дума так и не стала его рассматривать338.

Санкт-Петербург. Территория - 2 тыс. кв. км, население - 4695 человек. - торговый центр, ВПК и порт. Одна из основных социокультурных характеристик Санкт-Петербурга - восприятие жителями своего города как особенного, более западного, чем вся остальная Россия. В начале 1990-х гг. власти города провозгласили политику, направленную на преобразование Санкт-Петербурга и мировой финансовый и торговый центр, однако большинство проектов осталось нереализованным. Шведский исследователь Я. Хеденског отмечает ряд причин неудачи реализации задуманных планов: недостаток четких программ по привлечению инвестиций; не оправдавшиеся ожидания относительно притока иностранных туристов, которых отпугнули рассказы о деятельности мафии и криминальных структур в России; недостаток поддержки реализации проекта по созданию свободной экономической зоны в Санкт-Петербурге со стороны федеральных властей; сложная финансовая ситуация в городе339.
Правовой статус. 13.06.1996 Санкт-Петербург подписал соглашение о разграничении полномочий с федеральным центром. Согласно этому документу, город получил право самостоятельно участвовать в международных отношениях, если это не противоречит федеральному законодательству; подписывать соглашения с министерствами и административно-территориальными субъектами других государств340.
Экономика. Главными статьями экспорта Санкт-Петербурга является продукция машиностроения и металлургии. Основные торговые партнеры - США, Финляндия, Германия. По объему инвестиций Санкт-Петербург занимает второе место в России, хотя и с большим отрывом от Москвы. В 1999 г. инвестиции в Санкт-Петербург составили, 650 млн. долл. (в 1998 г. 309 млн. долл.). Основными инвесторами в экономику региона являются США и Финляндия.
Ленинградская область (см. гл.4, 2). Основным внешнеэкономическим партнером является Финляндия. Торговый оборот за 1999 год составил 250 млн. долл. Из области экспортируются в большей степени топливо и древесина. Большую часть импорта составляют продукты питания, органическая химия, пластмасса, мебель и бумага341.
Республика Карелия (РК). Протяженность карельско-финского участка границы составляет 700 км. В республике Карелия на территории РФ (Ладожская Карелия, Восточная Карелия) проживают 771,1 тыс. чел. на площади 172,4 тыс. км2, что соответствует плотности населения 4,5 чел. на км2. 73,8% - городские жители.
Этнический состав республики Карелия: 73,6% - русские, 10% - карелы, 7% - белорусы, 3,6% - украинцы, 0,8% - вепсы (живут на юго-востоке от Онежского озера), 2,7% - остальные342.
В состав РК входят 16 районов, 7 городов республиканского подчинения и 1 национальная волость - Вепсская. На протяжении 1990-х гг. наблюдалось снижение численности населения, высокий уровень безработицы - 15,7%. По данным на 1999 г., 26,2% населения жили за чертой бедности343. В Северной и Южной Карелии, находящихся на территории Финляндии, проживает 314 тыс. чел. на территории 28 821 км2 (включая 5 365 км2 озер), плотность населения - 11 человек на км2.344.
С Карелией граничат наиболее отсталые районы Финляндии. Приграничные финские коммуны имеют ВВП на душу населения на четверть ниже, чем в среднем по стране, и находятся в состоянии экономической депрессии, что понижает эффект соседства для Карелии345. Тем не менее, согласно различным источникам, разница между уровнем жизни в Восточной Финляндии и в РК достигает 6:1346. Несмотря на существенные различия между российской и финской частями Карелии, этот регион может претендовать на статус транснационального района, характеризующегося общими культурными, историческими традициями.
Экономика. По обе стороны российско-финской границы огромное значение играет лесная и лесоперерабатывающая промышленность. В Северной Карелии (Финляндия) 60% экспорта региона составляет лесная продукция, хотя в последние годы получили развитие производство пластика и металла347. Основой экономики РК является лесозаготовка. Леса занимают около 50% территории республики. Запасы лесных ресурсов составляют 827,5 млн. куб. метров. На долю лесопромышленного комплекса (ЛПК) Карелии приходится 53% от всех республиканских предприятий. В структуре экспорта республики доля ЛПК составляет около 60%348.
Другими важными структурными элементами экономики республики являются рыболовство (во внутренних водоемах вылавливается свыше 30 тыс. тонн рыбы), горная промышленность, а также туризм и транспортные коммуникации349, машиностроение, металлургия (13,7%). Значительную роль играют нефтегазовые концерны. На долю республики приходится 22% объемов российского производства железорудных окатышей, 22,6% бумаги (в т.ч. 31,9% - газетной), 6,3% тракторов, 5,9% вывозки древесины, 3,6% целлюлозы товарной.
В советское время Карелия была ориентирована на обеспечение европейской части СССР продукцией лесопромышленного комплекса, только 10% промышленной продукции республики экспортировалось. В настоящее время промышленность республики является экспортно-ориентированной - до 55% объема продукции в стоимостном выражении поступает на экспорт350. Во внешнеторговом обороте (ВТО) республики Карелия значительно увеличилась доля стран, входящих в Европейский Союз с 25% в 1993 году до 62,4% в 1998 г.351. В целом со всеми странами Европы республика имеет долю ВТО 78% (1998 г.). Доля Финляндии в экспорте республики - 32,5%, в импорте - 30,5%. При этом Финляндия экспортирует в РК менее 3% своей промышленной продукции352.
В 2000 г. РК занимала 59 место среди российских регионов по инвестиционному потенциалу и 31 место по уровню риска инвестиционных проектов353.
В январе-октябре 2001 г. внешнеторговый оборот Карелии (по данным таможенной статистики и экспорта (импорта) товаров, не учтенных таможенными органами) составил в 654,1 млн. долл. и по сравнению с январем-октябрем 2000 г. увеличился на 5,0%, в результате чего экспорт достиг 540,9 млн. долл. (на 11,3%), импорт - 113,2 млн. долл. (уменьшился на 17,6%). Оборот розничной торговли в январе-ноябре 2001 г., по предварительной оценке, составил 11623,4 млн. руб., что на 28,8% больше, чем за аналогичный период 2000 г., в сопоставимых ценах - на 8,8% больше. Продовольственных товаров населению было продано на сумму 6190,9 млн. руб., непродовольственных - 5432,5 млн. руб.354.
Политика. Довольно лаконичная характеристика республике Карелия дана в работе А. Марин: "специфика РК в том, что она "сублимирует финно-угорскую/европейскую идентичность, не отходя от державного патриотизма и лояльности Москве"355. Республика Карелия - чуть ли не единственная республика РФ, которая не подписала договор о разграничении предметов ведения и полномочий с органами федеральной власти. Вплоть до 1998 г. (президент РК В. Степанов) РК в политических вопросах подчинялась Кремлю с целью получить как можно больше субсидий из федерального бюджета356. Бесконфликтной осталась ситуация и после 1998 г. при губернаторе С. Катанандове (бывший мэр г. Петрозаводска), вновь выигравшем выборы в 2002 г. Тем не менее, между РК и федеральным центром возникали экономические конфликты в связи с бюджетным распределением экспортных и транзитных доходов. В республике часто критикуют федеральный закон о границе, не позволяющий смягчить режим российско-финской границы357.
По мнению французской исследовательницы А. Марин, одной из целей финской дипломатии в России является возрождение Республики Карелия, сохранение предметов и памяти древней культуры, экономическое процветание региона358.
Восприятие населением сопредельного государства. В 1990-е гг. в юго-восточных районах Финляндии стало популярным изучать русский язык359. С начала 1990-х гг. возрождением национальной идентичности в этом регионе занимаются ассоциации "реэимгрантов" и международные организации (Конгресс Финно-угорских/Уральских народов, финский отдел Красного Креста). Эти организации выступают с требованиями защиты прав малочисленных народов республики360. Тем не менее социологические исследования показывают, что российские граждане относятся к финнам лучше, чем финны к русским361, а основные устремления финских сопредельных территорий носят экономический характер. В марте 1996 г. Финляндия сообщила о намерении создать СЭЗ в близи пограничного города Лаппенранта362. Местные власти приграничных финских территорий рассчитывают на использование в будущем газа и нефти региона Баренцева моря363. Ожидания юго-восточных территорий Финляндии связаны с Санкт-Петербургом и Выборгом. Торговля с Россией и российские туристы являются очень важным источником доходов этих регионов, хотя и ощущается ряд опасений, связанных с ростом преступности, проституции, венерических заболеваний на сопредельных территориях364.


ОБУСТРОЙСТВО ГРАНИЦ

На старых участках новых российских границ основным направлением работ является строительство новых и улучшение инфраструктуры существующих контрольно-пропускных пунктов (КПП), тренинг персонала, усовершенствование таможенных операций, поддержка развития местных телекоммуникаций и электрических станций. Все эти мероприятия стали необходимыми в связи с (1) вступлением государств Северной Европы в ЕС, (2) увеличением товаро- и пассажиропотока через границы, (3) переоориентацией российских регионов на сотрудничество с европейскими странами в противовес странам СНГ и другим регионам мира.
Данные о пассажиро- и товаропотоке через границу наиболее ярко демонстрируют необходимость проводимых работ. Общий транзит пассажиров за 1990-1996 гг. на российско-финской границе увеличился с 0,96 млн. до 4 млн. человек365. В 1996 г. российские КПП на границе с Финляндией имели пропускную способность 400 грузовиков в день, тогда как автопоток составлял 500-600. Постоянные очереди вызывали недовольство не только у водителей, но и у финских таможенников366. В 1998 г. карельско-финский участок границы пересекло более 895 тыс. человек. Поток транспортных средств достиг в 1998 году 776 тыс. единиц. Внешний грузооборот составил более 9,4 млн. тонн (соответственно, в 1994 году - 329 тыс. чел., 570 тыс. единиц транспортных средств и 7,2 млн. тонн грузов)367.
Как уже было отмечено, в экономическом плане эта часть российской границы оказалась в "привилегированном" положении. На обустройство северо-западных российских границ значительные средства выделяются в рамках специальных программ ЕС, а также сопредельными государствами. Очевидно именно поэтому в официальном документе РК - "Программе развития..." очень положительно оценивается увеличение пассажиро- и товаропотока. Авторы программы отмечают, что это "послужило стимулом к развитию таможенной и другой технической инфраструктуры [:], а также позволило создать рабочие места в сфере, связанной с данной областью"368.
Основным препятствием для улучшения инфраструктуры границы в настоящий момент является невыполнение Россией ряда взятых на себя обязательств при строительстве КПП в Мурманской и Ленинградской областях. Следствием этого может быть отказ ЕС от выделения новых средств на переоборудование пунктов пропуска. Так, например, в 2001 г. ЕС отказался выделять средства (6 млн. евро) на строительство международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя" в Лоухском районе (Карелия) до получения гарантий, что российская сторона выполнит свою часть работ (строительство и ремонт 55 км дороги Суоперя - Пяозеро, линии электропередачи, строительство жилья для сотрудников пункта пропуска и телефонную связь)376.


РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Несмотря на интенсивную торговлю между СССР и Финляндией, российско-финская граница очень жестко контролировалась, приграничное сотрудничество строго регламентировалось и ограничивалось туризмом и деятельностью по совместным промышленным проектам. Вместе с тем, финская экономика сильно зависела от двухсторонней торговли: более 20% экспорта Финляндии в 1985-1986 гг. приходилось на СССР. После распада Советского Союза эта цифра резко сократилась и в 1992 г. составляла менее 3%.
В середине 1990-х гг. взаимоотношения стали более интенсивными и в 1996 г. экспорт Финляндии в Россию составлял 6%, а импорт из России - 7,1%. Россия занимала пятое место во внешнеторговом обороте Финляндии377.
В настоящее время сотрудничество на границе России со странами Северной Европы осуществляется на всех уровнях: государственном, межрегиональном, уровне местного самоуправления, сотрудничество между негосударственными структурами. Правовой базой развития приграничного сотрудничества в исследуемом регионе являются федеральные и региональные законы, межгосударственные и межрегиональные договоры, соглашения между органами местного самоуправления, договоры о сотрудничестве между негосударственными структурами.
Межгосударственный уровень. Основополагающими элементами межгосударственного взаимодействия является принятие базовых документов по вопросам трансграничного сотрудничества, определение тарифов и таможенных пошлин.
На региональном уровне наиболее значимыми являются контакты в рамках межгосударственных и межрегиональных соглашений, реализация программ ЕС, участие в деятельности международных региональных организаций.
Межгосударственные соглашения. Первым документом такого рода стал подписанный между Россией и Финляндией 20 января 1992 г. договор о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В рамках данного договора были созданы подгруппы, одна из которых занимается решением приграничных вопросов. Оценивая эффективность сотрудничества в рамках данного соглашения, министр внешних связей РК В. Шлямин, отметил, что за 10 лет после заключения договора РК вместе с сопредельными финскими территориями было реализовано 300 совместных проектов в сфере сельского и лесного хозяйства, охране окружающей среды, образования, культуры, науки, здравоохранения и социального обеспечения, туризма, спорта и др.; действуют около 100 совместных предприятий378. С 2001 года началось сотрудничество в сфере местного самоуправления379.
Межрегиональные соглашения. В настоящее время Республика Карелия имеет договоры о сотрудничестве с четырьмя регионами Финляндии: Северной Карелией (1992 г.), Оулу (1993), Миккели (1992) и Средней Финляндией (1994). РК совместно с финскими регионами - Северной Остерботнией, Кайнуу и Северной Карелией осуществляет программу "Наша общая граница", период реализации которой - 2001-2006 гг.380.
Отдельное место в межрегиональных соглашениях занимают договоры о создании еврорегионов. По инициативе РК 24 октября 2002 г. был создан еврорегион "Карелия", в который вошли и три приграничные территории Финляндии (Северная Карелия, Северная Похиянма и Кайну). Руководящим органом еврорегиона является исполнительный комитет, в который входят по 6 представителей от каждой стороны и представители МИД России и Финляндии. Решения принимаются на основе консенсуса, проекты осуществляются за счет совместного финансирования381.
В 2002 г. в рамках еврорегиона "Карелия" состоялось открытие приграничного индустриального комплекса. Он будет представлять из себя небольшую территорию в районе города Костомукша, на которой разместятся предприятия малого и среднего бизнеса, специализирующиеся в области лесной промышленности, высоких технологий и туризма. Для разработки концепции создания ПИК Европейский союз выделил 200 тыс. евро382.
Сотрудничество сопредельных регионов осуществляется и рамках программ ЕС.екты ЕС охватывают самый широкий спектр вопросов. В рамках программы ТАСИС на развитие трансграничного сотрудничества ежегодно выделяется 30 млн. экю. В этих рамках получили поддержку проекты по развитию двух новых автострад и одной железной дороги, пересекающих российско-финскую границу, а также небольшие межрегиональные проекты383. По программе "Интеррег" финансируются три российско-финских проекта на сумму 35 млн. экю. По первоначальным условиям деньги должны быть использованы на территории только стран ЕС, однако в 1996-1997 гг. по программе ТАСИС-CBC около 30 млн. экю получили и северо-западные регионы России384. В 2000 г. Бюро ТАСИС по малым проектам приграничного сотрудничества и администрация города Куменлаксо (Финляндия) подписали договор о финансировании проекта "Сеть Евророссия" на сумму 228 000 евро. Деньги пойдут на реализацию конкретных проектов по созданию инфраструктуры для инновационной деятельности фирм, расположенных на приграничной территории385. В 1994 году Карелия была признана приоритетным регионом для финансирования в рамках программ Совета Министров Северных стран, в 1995 году - по программам ЕС ТАСИС и ТАСИС/трансграничное сотрудничество, в 1996 году - по европейской программе Интеррег-Карелия386. В Карелии ТАСИС поддержал проект "Еврорегион Карелия", строительство нескольких новых пунктов упрощенного пересечения границы387. В 2000 г. в Карелии началась реализации проекта программы ТАСИС, направленного на развитие региональной экономики в районах республики, прежде всего предпринимательства388. ТАСИС финансирует проект по реформе системы здравоохранения в Калининградской, Мурманской и Архангельской областях389. В Мурманской области реализуются 14 различных проектов ТАСИС. К наиболее известным и успешным среди них относят работы по очистке воды в реке Кола, разведение семги в Туломе, фабрику в Мурманске по выпуску рыбопродукции, соответствующей мировым стандартам.


УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одной из наиболее значимых таких организаций для северо-западных регионов РФ является Региональный совет, созданный на конференции в 1993 г. в Киркенесе. Декларацию о Региональном совете подписали представители Мурманской и Архангельская области, провинций Лапландия (Финляндия), Норрботен (Швеция) и представители народа Саами. В 1994 г. была принята пятилетняя "региональная программа", включающая в себя 84 проекта в области строительства инфраструктуры, культуры, образования, экономического развития, экологии, коренных народов390.
Основные международные контакты Мурманской области связаны с развитием сотрудничества именно в рамках данной организации. Российско-норвежский проект "Мурманский коридор" нацеленный на развитие транспортных узлов, создание пограничного пункта "Саала", защиту окружающей среды, развитие современных телекоммуникаций. Следует отметить, что российские федеральные власти неодобрительно отнеслись к данному проекту.
С 1994 г. Карелия активизировала свое участие в рамках сотрудничества Баренцева Евро-Арктического региона, а в 1995 году присоединилась к сотрудничеству по линии Совета государств Балтийского моря.391. За 1994-1997 годы на территории республики Карелии было реализовано в рамках СГБМ 2 проекта на сумму 0,5 млн. финских марок392, а в рамках программы БЕАР - 24 проекта на сумму 7,7 млн. норвежских крон393.
Финансирование большинства программ осуществляется из бюджета международных организаций и странами-участниками. Так, например, программа "Интеррег-2 Баренц" (1996-1999) была направлена на развитие трансграничного сотрудничества между скандинавскими и российскими районами Баренцева региона. Основными приоритетами были экономическое сотрудничество, человеческие ресурсы и компетенция, внутренние функции региона. Общий объём программы составил 36 млн. экю. ЕС финансировал 11,5 млн. экю, остальная сумма была распределена между Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией394.
Работа российских регионов в международных региональных организациях включает в себя и двухстороннее сотрудничество. Программа "Интеррег II - Карелия", охватывающая период 1996-1999 годов, из всех губерний Баренц-региона касалась только республики Карелия. С финской стороны программа охватила губернии Оулу и Северная Карелия. Основными приоритетами были сотрудничество в области промышленности, региональное сотрудничество, коммуникация и экология395. РК рассчитывает на создание под эгидой БЕАР консорциума по разработке и освоению Штокмановского месторождения природного газа, а также возможность постройки газопровода и нефтепровода на территории РК396. В 1994 году Карелия была признана приоритетным регионом для финансирования в рамках программ Совета Министров Северных стран. В рамках СМСС За 1994-1997 годы на территории республики Карелии было реализовано 5 проектов на сумму 0,5 млн. финских марок.


СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Практически все города РК имеют побратимские связи с городами Финляндии. В 2001 г. была достигнута договоренность о подписании соглашения между Ассоциацией местного самоуправления республики Карелия и Союзом коммун Страны Суоми397.
Контакты на уровне негосударственных структур наиболее многообразны. Отметим лишь некоторые наиболее значимые формы сотрудничества: приграничную торговлю, взаимные поездки граждан, сотрудничество предприятий регионов.
Взаимные частные поездки граждан. В 1990 гг. значительно возросло количество деловых поездок через российско-финскую границу. В начале 1990-х гг. большую часть визитов приходилась на финских граждан карельского происхождения, которые после открытия границы смогли реализовать свои мечты побывать на родине. Однако, по мнению Пааси, вследствие разницы культур уже к середине 1990-х гг. количество таких визитов сократилось. Одновременно увеличивался пассажиропоток с российской стороны. По данным, приводимым в работе А. Пааси, в 1991 г. российско-финскую границу пересекло 8500 российских легковых машин, а в 1996 г. - 17000, и Россия занимала третье место (после Швеции и Германии) по количеству туристов398.
Сотрудничество предприятий сопредельных регионов. В 1990 г. в РК было зарегистрировано 20 иностранных фирм, в 1992 г. - 172, в 1995 г. - более 400, однако реально действовали примерно половина (211). Российские карельские кампании также осуществляют деятельность в Финляндии: ряд компаний в восточной Финляндии выполняет работу по заказам российских фирм399.


СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Наиболее важными аспектами сотрудничества в области транспортных перевозок является строительство и реконструкция сети дорог, другой транспортной инфраструктуры, а также регулирование тарифов на перевозки.
Строительство транспортных магистралей. В настоящее время закончены либо находятся в стадии реализации следующие проекты:
− строительство автотрассы Атлантик-Карелия (Коми-Вологда-Архангельск-Карелия-Южная Финляндия-Швеция-Норвегия) и коммерческой железной дороги Архангельского коридора (Ледмозеро-Кочкома), который связал промышленно развитые районы Европы через Финляндию, Костомукшу с Архангельской областью и республикой Коми400. Второй проект предусматривает создание трех свободных экономических зон вдоль границы в Костомукше и Сортавале. Проекты осуществляются в рамках сотрудничества РК с Финляндией с привлечением финансирования ЕС. Открытие новой железной дороги Ледмозеро-Кочкома длиной 123 км состоялось в апреле 2002 г. По данным министерства экономики Карелии, пропускная способность новой дороги составляет 28 млн. тонн грузов в год401. Наиболее значимыми эти проекты являются для РК, поскольку позволяют ей конкурировать с Санкт-Петербургом в транзите грузов из Западной Европы в центральную Россию, а также увеличить роль Карелии в торговле с Финляндией. В настоящее же время более 80% российско-финской торговли проходит через переходы Ленинградской области.
− Проект "Виа Ганзетика", предусматривающий соединить несколько городов бывшей Ганзейской лиги, строительство автотрассы Санкт-Петербург-Гданьск. Поддерживается ЕС. В период 1996-1999 гг. на эти цели предполагалось выделить 900 млн. экю.
− В 2001 г. Финляндия сообщила о намерении выделить из бюджета страны 2 млрд. финских марок на строительство участка дороги Хельсинки-Лахти, что улучшит качество железнодорожного сообщения страны Суоми с Россией. Строительство дороги от Хельсинки до границы с Россией завершится ориентировочно к 2006 году402.
− Зимой 2002 г. на встрече сопредседателей российско-финской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству было принято решение об открытии между Хельсинки и Санкт-Петербургом скоростного железнодорожного сообщения. Строительство трассы будет осуществляться в несколько этапов. Первый этап будет завершен в 2003 году. Он позволит сократить время, необходимое для поездки из Санкт-Петербурга в Хельсинки, до четырех часов, что на два часа быстрее нынешнего. В 2006 году на территории Финляндии будет введена в строй новая инфраструктура, после чего путь из Хельсинки в Санкт-Петербург займет только 3 часа403.
Развитие транспортной инфраструктуры.
− Норвежская компания Никельский транспортный терминал AS и российская индустриальная компания GMK Печенганикель подписали соглашение о строительстве транспортного терминала в Никеле. Терминал предназначен для работы северо-западных нефтяных компаний России404. Для Норвежской стороны г. Никель представляет интерес, т.к. в этом городе начинаются железные дороги России, а в 25 км от него в г.Заполярный находится аэропорт.
− Строительство лесного порта в Усть-Луге Ленинградской области.
− Представляет интерес также использование беспошлинных зон в Польше, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Оулу, Лаппенранта, Ханко), занимающихся накоплением, хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств, действующих или разворачиваемых в России. При этом используется разница в таможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты405.


ЭКОЛОГИЯ

Сотрудничество в сфере экологии осуществляется главным образом по инициативе западных партнеров и за счет средств выделяемых правительствами Финляндии и Норвегии программ ЕС и международных организаций. В числе приоритетов финской стороны фигурируют следующие программы: экологические проекты в Санкт-Петербурге, проекты по сточным водам на северо-западе России, загрязнению почв в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, сохранению лесов и биологического разнообразия на севере России406. В 1990 г. Совет министров Северной Европы создал финансовую корпорацию по экологии (НЕФКО) с капиталом в 80 млн. экю. В рамках программы "Северное измерение" ЕС в 2002 г. выделил 50 млн. евро для развития экологического партнерства407. Так, например, по программе ТАСИС выделены деньги на реализацию проектов по утилизации промышленных отходов в Санкт-Петербурге, сохранения водных и лесных ресурсов Карелии, восстановления запасов речной рыбы в Мурманской области408.
Основными направлениями экологического взаимодействия являются строительство очистных сооружений и реконструкция современных производств, утилизация ядерных отходов, экологический мониторинг. Общий объем количество экологических проектов, реализованных в 1990-е гг. и осуществляемых в настоящее время, достаточно велик. Назовем лишь некоторые из них.
Утилизация ядерных отходов. Норвегия принимает участие в подготовке строительства хранилища для радиоактивных отходов на архипелаге Новая Земля. Готовность скандинавов принять участие в финансировании этой работы объясняется тем, что норвежцы опасаются близкого соседства с атомным оружием, находящимся вблизи их северных границ409. НЕФКО осуществлял небольшие проекты по утилизации ядерных отходов в Мурманске410.
Строительство очистных сооружений и реконструкция современных производств. Норвегия выделила 37 млн. экю на реконструкцию Печенгского металлургического комбината с целью уменьшения загрязнения окружающей среды411. Финляндия намерена в 2003-2004 гг. выделить 5 млн. финских марок на химическую обработку сточных вод в Красном Бору.
В данном экологическом проекте будут участвовать Финляндия, Швеция, Дания, программа ТАСИС, Северная корпорация по охране окружающей среды NEFCO , а также Санкт-Петербург. Европейский банк реконструкции и развития выделил на реализацию проекта кредит в размере 5,5 млн. долл.. Проект в первую очередь направлен на улучшение состояния Финского залива412.
НЕФКО предоставил Костамукшинскому железопрокатному комбинату 1,8 млн. экю на реализацию экологической программы. НЕФКО вложила 245 тыс. экю в проект по очистке сточных вод в Санкт-Петербурге и предоставила городу на эти цели кредит в 1,2 млн. экю413. В 2002 г. ЕС договорилась о взносе 22 млн евро на завод в Санкт-Петербурге по очистке сточных вод414. Правительство Карелии подписало договор с ЕС о финансировании строительства и реконструкции водоочистных сооружений в районе Сортавала на западном побережье Ладожского озера. Строительство планируется закончить к концу 2003 года. Предполагается, что комплекс будет пропускать 10,5 тыс кубометров воды в сутки. Стоимость контракта на строительство оценивается в 3,7 млн евро415.
Финляндия и Карелия осуществляют совместный мониторинг на границе. ЕБРР учредил специальную программу по ядерной безопасности с бюджетом в 257 млн.

Среди факторов, тормозящих развитие приграничного сотрудничества, необходимо назвать следующие:
− различия в уровне жизни (сократился, например, поток финских туристов);
− неблагополучная социальная обстановка в российских регионах: высокий уровень преступности, проституции и т.п.416;
− расхождение региональных экономических и общегосударственных интересов;
− недостаточный уровень развития инфраструктуры пограничных территорий;
− неурегулированность таможенного режима границ. Так, например, из-за неразрешенности таможенных вопросов в 1998 г. возникли проблемы с доставкой гуманитарной помощи Норвегии в Мурманскую область, которая была оказана по просьбе губернатора Мурманской области417;
− в последние несколько лет в Карелии происходят постоянные конфликты между региональными властями и представителями международных экологических организаций (Гринпис, WWF). Последние выступают с обвинениями в адрес фирм, занимающихся вырубкой лесов в приграничной зоне418.
− Финляндия выступает против строительства в Карелии АЭС.

--------------------------------------------------------------------------------
Примечания

327Sokov N. Russian Policy Towards the Baltics: What the West Can Expect and What it Could Do. - The Atlantic Council of The United States, Occasional Paper, July 1999, p.11 (www.acus.org/
publications/occasionalpapers/EuroTransition/sokov%20final%20paper--VERSION%20IV.pdf.).
328Paasi A. Boundaries as social Practice and Discourse: The Finnish-Russian Border. Regional Studies, vol.33, ? 7, p. 670.
329Hedenskog J. The Foreign Relations of Russia"s Western Regions. Paper presented at the 5th Annual Convention of the Association for the Study of Nationalities (ASN) in New York City, 13-15.04.2000.
330Nikel Trans Website.
331Hedenskog J. Op. cit.
332Ibidem.
333Основные положения Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Стратегия утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 г. ? 251-ПП http://www.csr-nw.ru/docs.php?code=9.
334Hedenskog J. Op. cit.
335Основные положения Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года:.
336Kotov V., Kux S., Nikitina E. Kotov V., Kux S., Nikitina E. Ecology and Subsidiarity: The Emerging Role of Russia"s Regions in Environmental Protection. Paper presented to the 39th Annual Convention of the International Studies Association Minneapolis, 17-21.03.1998. - http://wwwc.cc.columbia.edu/sec/dlc/ciao/conf/kus01/.
337Ibidem.
338Hedenskog J. Op. cit.
339Hedenskog J. Op. cit.
340Ibidem.
341Transboundary and Environmental News. Бюллетень Трансграничного Экологического Информационного Агентства для граничных районов Севеpо-Запада России, стран Балтии, Финляндии. 1999, 16-30 ноября. - http://www.teia.org/russian/index.2-11.99.html.
342Frederiksen C., Hansen C. Two Nordic Border Regions. - .
343Alexandrov O. The Role of the Republic of Karelia in Russia 's Foreign and Security Policy. - Zurich Center for Security Studies and Conflict Research, Working Paper ?5, March 2001, p. 16.
344Frederiksen C., Hansen C. Op. cit.
345Дружинин П.В. Республика Карелия как приграничный регион России. - Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник научной информации, 2000, ?11-12, с. 167.
346Марин А. В поисках европейской идентичности на Севере России: парадипламатическая деятельность республики Карелия. - Российские регионы в мировом пространстве: между глобализмом и протекционизмом. Материалы круглого стола/ Под ред. Макарычева А. С. Нижний Новгород, 2002, с. 99.
347Frederiksen C., Hansen C. Op. cit.
348Transboundary and Environmental News : , 1-15.06.2000. - http://www.teia.org/russian/index.1-06.2000.html.
349Paasi A. Op. cit. P. 674.
350www.gov.karelia.ru., 29.02.2002.
351Обращают на себя внимания факты, приводимые П. Дружининым: "Себестоимость произведенной в Карелии продукции выше, чем в южных и центральных районах из-за затрат, связанных с климатом и системой северных надбавок к зарплате. Проведенные исследования показали, что из-за высоких транспортных расходов карельские предприятия должны иметь себестоимость на 10-20% ниже, чем аналогичные предприятия центральных регионов, чтобы быть конкурентоспособными на российском рынке. Кроме того, система региональных и муниципальных заказов ограничивает ввоз "чужой" продукции. В результате вывоз карельской продукции в Россию за последнее десятилетие уменьшился в 7 раз. Вместе с тем близость к границе приводит к тому, что цены на потребляемое в Европе сырье из Карелии выше, чем в более отдаленных от границы регионах, в результате продукция неконкурентоспособна на российском рынке. В республике не добывают уникальных видов сырья". См.: Дружинин П.В. Ук. соч. С.167.
352Там же.
353Alexandrov O. Op. cit. P. 20.
354Transboundary and Environmental News:, 16-31.12.2001. http://www.teia.org/russian/index.2-12.2001.html.
355Марин А. Ук. соч. С. 90.
356Там же. С. 93.
357Там же. С. 109-110.
358Там же. С. 97.
359Paasi A. Op. cit. P. 673.
360Марин А. Ук. соч. С. 98.
361Paasi A. Op. cit. P. 675.
362Transboundary and Environmental News : , 1996, Vol. 2, No. 6. - http://www.teia.org/english/ten12en.htm.
363Paasi A. Op. cit. P.673-674.
364Paasi A. Op. cit. P. 674.
365Ibid. P.673.
366Transboundary and Environmental News : , 1996, Vol. 2, No. 7. - http://www.teia.org/english/ten13en.htm.
367Российская Федерация. Республика Карелия. Программа "Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по развитию международного сотрудничества на 1999-2002 годы". Петрозаводск, 2001, c.7.
368Российская Федерация. Республика Карелия. Программа "Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по развитию международного сотрудничества на 1999-2002 годы". Петрозаводск, 2001, c.7.
369Paasi A. Op. cit. P. 673.
370Ibidem.
371Transboundary and Environmental News : , 15-30.10.2001. - http://www.teia.org/russian/index.2-11.2001.html.
372Transboundary and Environmental News :, 16-31.05.2000. - http://www.teia.org/russian/index.2-05.2000.html.
373Сергунин А. А. Вызовы региональной безопасности и трансграничное сотрудничество в Северо-восточной Европе. - Международные отношения в XXI веке: региональное в глобальном, глобальное в региональном: Аналитические материалы. Нижний Новгород, 2000, с. 90.
374Transboundary and Environmental News : , 1996, Vol. 2, ? 14 http://www.teia.org/english/ten20en.htm.
37521st Century Customs arrives at Finnish line. - www.russian-customs-news.com.
376Transboundary and Environmental News : , 1-15.03.2001. - http://www.teia.org/russian/index.1-03.2001.html.
377Paasi A. Op. cit. P. 669-680.
378Ответы на вопросы корреспондента газеты "Карьялайнен" (Финляндия) Министра внешних связей Республики Карелия Валерия Шлямина, 6 февраля 2002. - .
379Кулешов А. Карельско-финляндское сотрудничество: итоги-2001, планы-2002. - Карелия, 2002, ? 26.
380Ответы на вопросы корреспондента газеты "Карьялайнен":.
381Alexandrov O. Op. cit. P. 31.
382На севере Карелии будет создан приграничный индустриальный комплекс. - www.strana.ru., 15.03.2002.
383Modernization of Borders and Trans-Frontier Cooperation. - www.eur.ru/eng/euru/coop_bor.html.
384Frederiksen C., Hansen C. Op. cit.
385Transboundary and Environmental News : , 1-15.03.2001. - .
386Российская Федерация. Республика Карелия. Программа "Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия: . С.8.
387Transboundary and Environmental News : , 16-29.02.2000. - http://www.teia.org/russian/index.1-02.2000.html.
388Transboundary and Environmental News : , 1-15.03.2001. - http://www.teia.org/russian/index.1-03.2001.html.
389Сергунин А. А. Ук. соч. С.88.
390Reut O. Op. cit. P. 25-28.
391Российская Федерация. Республика Карелия. Программа 'Основные направления : ". С.8.
392Международная деятельность Республики Карелия в 1994 - 1997 годах. Министерство внешних связей Республики Карелия. - http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Relations/inter2000b.html.
393Там же.
394Баренц-Программа 1997/99. - http://www.arkhangelsk.ru/~arbaren/bprus.htm.
395Там же.
396Марин А. Ук. соч. С. 102-103.
397Transboundary and Environmental News : , 1-15.10.2001. - http://www.teia.org/russian/index.1-10.2001.html.
398Paasi A. Op. cit. P. 673.
399Ibid. P. 674.
400Alexandrov O. Op. cit. P. 30; Transboundary and Environmental News: , 1996, Vol. 2, ?. 12.
401 Из России через Карелию открыт прямой путь по новой железной дороге в страны Северной Европы. - ., 19.04.2002.
402Transboundary and Environmental News : , 16-30.09.2001. - http://www.teia.org/russian/index.2-09.2001.html.
403Transboundary and Environmental News : , 16-31.01.2002. - http://www.teia.org/russian/index.2-01.2002.html.
404Nikel Trans Website.
405Вардомский Л.Б. Энергетические ресурсы и проблемы развития российских приграничных территорий. - Полития, 2001, ? 3, с. 144-145.
406Environmental Aspects of the Northern Dimension. - www.vyh.fi/eng/intcoop/regional/nordimen/northern.htm.
407Географическое положение Калининграда дает ему много потенциальных преимуществ, считает член Еврокомиссии. - ., 6.03.2002.
408Modernization of Borders and Trans-Frontier Cooperation. - www.eur.ru/eng/euru/coop_bor.html.
409Transboundary and Environmental News : , 16-31.03.1999. - http://www.teia.org/russian/index.2-03.99.html.
410Сергунин А. А. Ук. соч. С. 82-84.
411Sergounin A. The Bright Side of Russia"s Regionalization. - Policy Memo Series, ?. 59.
412Transboundary and Environmental News : , 15-31.05.2001. - http://www.teia.org/russian/index.2-05.2001.htm.
413Сергунин А. А. Ук. соч. С.82-84.
414Географическое положение Калининграда дает ему много потенциальных преимуществ, считает член Еврокомиссии. - ., 6.03.2002
415ЕС окажет финансовую помощь Карелии в строительстве водоочистных сооружений на Ладоге. - www.strana.ru., 22.03.2002
416Paasi A. Op. cit. P. 674.
417Aslaug H. Norway and Russia - a Northern Connection. Carnegie Endowment for Peace, Washington, 19 October 1998 http://www.odin.dep.no/odinarkiv/norsk/dep/ud/1998/taler/032005-090009/ index-dok000-b-n-a.html.
418Alexandrov O. Op. cit. P. 20.
Источник : http://www.obraforum.ru/book/content.htm

Продолжение : http://www.obraforum.ru/book/paragraph32.htm
 
0




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам