Предыдущая   На главную   Содержание
 
Россия - Эстония: кому нужнее граница?
 
После недавней встречи лидеров России и стран Евросоюза в Гааге, в ходе которой президент РФ Владимир Путин пообещал подписать пограничные договоры с Эстонией и Латвией 'в самом ближайшем будущем', в Эстонии с новой силой вспыхнули дебаты по поводу самой необходимости заключения такого договора, а также возможных сроках его подписания. При этом ряд политиков вновь поднимает тему территориальных претензий Эстонии к России.


--------------------------------------------------------------------------------

Согласно статье 122 Конституции Эстонской Республики, сейчас между Эстонией и Россией существует официальная граница, определенная Тартуским (Юрьевским) мирным договором с Советской Россией от 2 февраля 1920 года. Как известно, по этому договору в состав досоветской, довоенной Эстонии входила часть территорий нынешних Псковской и Ленинградской областей РФ.
Поскольку в советское время часть эстонской территории (2334 кв. км) была присоединена к РСФСР, то после восстановления независимости Эстонии (в границах Эстонской ССР) в 1991 году необходимость урегулировать вопрос о государственной границе между двумя странами возникла вновь.

В ранней стадии стартовавших в начале 1990-х годов переговоров о границе Эстония добивалась полного признания Россией Тартуского мира. Однако российская сторона была категорически с этим не согласна, заявляя о том, что после включения в 1940 году Эстонии в состав СССР Тартуский мирный договор потерял свою юридическую силу.

После двух лет трудных переговоров стало ясно, что противостояние, основанное на диаметрально разном подходе к Тартускому миру, может продолжаться до бесконечности. В то же время, для Эстонии факт отсутствия договора о границе с РФ, признанного обеими сторонами, начал оказывать негативное влияние на достижение других внешнеполитических целей - членства в ЕС и НАТО.

Учитывая сложившуюся ситуацию, находящийся в то время на посту премьер-министра Эстонии Андрес Таранд заявил в конце 1994 года о готовности Эстонии отказаться от территориальных претензий к России. В результате этого переговоры о границе удалось довести до конкретного результата - новый пограничный договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией был завизирован 5 марта 1999 года.

Казалось, что проблема почти урегулирована - однако подписания договора так и не состоялось, поскольку Россия решила увязать его с другими вопросами, в частности, положением русских в Эстонии. Такая позиция несколько осложнила переговоры Эстонии о присоединении к ЕС и НАТО, однако в 2004 году, несмотря на отсутствие пограничного договора с РФ, Эстония вступила в обе организации.

В результате этого договор о границе перестал быть для Москвы рычагом влияния на Таллин, а отсутствие этого соглашения с одним из членов ЕС начало негативно сказываться уже на отношениях России с другими членами Евросоюза.
О наличии этой проблемы Владимиру Путину напомнили на недавнем саммите Россия-ЕС в Гааге, после чего и прозвучало обещание российского лидера подписать пограничный договор с Эстонией 'в самое ближайшее время'.

На официальном уровне в Эстонии это обещание было встречено с энтузиазмом. В частности, президент Арнольд Рюйтель заявил, что готов подписать этот документ уже во время своей поездки в Москву на церемонию вручения ему премии Фонда единства православных народов 21 января 2005 года. В то же время некоторые другие эстонские политики заговорили о том, что теперь Эстонии с пограничным договором 'спешить некуда', поскольку в нем больше заинтересована Россия. А кроме того, подписание нового договора окончательно отнимет у Эстонии возможность претендовать на возврат довоенных территорий.

Лучшим примером таких настроений может служить предложение, которое сделала на днях министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову глава МИДа Эстонии Кристийна Оюланд, призвавшая российского коллегу приехать для подписания нового пограничного договора 2 февраля следующего года в Тарту, где будет торжественно отмечаться 85-летие заключения Тартуского мирного договора. Оюланд считает, что такое подписание стало бы 'прекрасным юбилейным мероприятием'. Неудивительно, что ответа на это провокационное предложение Сергей Лавров не дал.

Как бы отвечая Кристийне Оюланд, сразу несколько российских политиков заявили, что вопрос с пограничным договором можно было бы решить, если президент Эстонии примет участие в праздновании Дня Победы в Москве 9 мая 2005 года. В частности, председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев выразил мнение, что майский приезд Рюйтеля в Москву 'мог бы снять многие проблемы между двумя странами'. Такая увязка, в свою очередь, показалась оскорбительной многим политикам Эстонии.

Как прогнозируют эстонские аналитики, очередной виток 'обмена любезностями' между официальными лицами двух стран вновь отодвинет срок подписания пограничного договора на неопределенное время. По крайней мере, возможность подписания этого документа 21 января 2005 года уже практически сведена к нулю, поскольку в МИД России заявили, что рассматривают визит Рюйтеля в Москву в качестве частной поездки эстонского лидера, статус которой не позволяет подписывать межгосударственные соглашения.

Между тем, вариант выхода из создавшегося тупика был предложен главой российского МИДа, призвавшим Эстонию начать обсуждение договора о введении дополнительных мер доверия между двумя странами. Объясняя свою инициативу, Сергей Лавров заявил, что Россия обеспокоена модернизацией военной инфраструктуры на территории стран Балтии после их вступления в Североатлантический альянс.
'В этом регионе не существует угроз безопасности, кризисов или каких-либо крупных конфликтов, поэтому мы сделали своим партнерам предложение обдумать возможности налаживания доверительных, прозрачных отношений и избежания инцидентов', - отметил Лавров.

Возможно, наличие такого соглашения позволило бы обеим сторонам подойти и к подписанию пограничного договора менее эмоционально - однако Эстония отклонила это российское предложение. По словам главы МИДа Эстонии Кристийны Оюланд, заключение предлагаемого Россией договора не имеет смысла, поскольку существующие между двумя странами соглашения и так гарантируют доверительные отношения.

Похоже, что политические амбиции и реально существующий дефицит доверия между Таллином и Москвой вновь встают на пути сотрудничества двух соседних стран, а помочь в разрешении имеющихся проблем не могут даже иностранные посредники в лице ЕС и НАТО. Между тем, некоторые аналитики предрекают, что наибольшие дивиденды от заключения пограничного договора получит именно та сторона, которая первой сможет переступить через свои амбиции.

Родион Денисов, ИА 'Росбалт'. Таллин
http://www.rosbalt.ru/2004/12/20/189712.html
 
0




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам