Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
F-16, что ж ты кружишь над моею головой?
 
Какие-то полтора десятка лет назад на аэродроме литовских ВВС в Зокняе под Шяуляем стояли советские истребители МиГ-27 и МиГ-29, предназначавшиеся для отражения удара натовской авиации. Нынче там же корреспондентам 'Часа' совместно с министром обороны Атисом Слактерисом довелось полюбоваться на боевую четверку истребителей F-16 королевских ВВС Бельгии.

'Москва? Это смешно!'



С базы литовских ВВС Зокняй ежедневно в небо взмывают два бельгийских истребителя F-16 . Каждому жителю Латвии, включая стариков и детей, работа бельгийских 'соколов' обойдется примерно в 2 лата ежегодно. К сожалению, увидеть 'соколов' на досягаемой высоте над Ригой нам так и не довелось. Как вы помните, демонстрационный полет F-16, намеченный на 2 апреля, был отложен.

По этому поводу 'Час' поинтересовался у министра обороны Литвы Линаса Линкявичюса, насколько соответствует действительности опубликованная в английской Daily Telegraph информация о том, что натовские истребители не пролетели над Ригой в честь расширения НАТО, 'чтобы не дразнить Москву'. На это литовский министр ответил в том смысле, что шутить можно, но надо знать меру. Однако истинной причины неприлета натовских птиц не назвал.

На обещанное всей стране зрелище в минувшую пятницу могли полюбоваться исключительно журналисты Литвы и Латвии. Нам предоставили возможность наблюдать взлет истребителей, а также посмотреть на Falcon c разрешенного служебной инструкцией расстояния 20 метров.

'Воздушная полиция'


По словам командира бельгийских летчиков майора Оливера ван ден Линдена, стоимость одного самолета F-16 составляет около 80 миллионов долларов.

Сейчас в Литве дислоцированы истребители F-16 1983 года выпуска. Каждый день два из них уходят в небо и патрулируют воздушное пространство над Эстонией, Литвой и Латвией. Патрулирование воздушного пространства балтийских стран - основная функция натовских истребителей.

- Мы выполняем роль 'воздушной полиции', - пояснил нам майор ван ден Линден.

В ходе нашего визита в Зокняй выяснилось, что 'воздушная полиция' - это дополнительная головная боль для гражданской авиации. Как стало известно 'Часу' из источника, пожелавшего остаться неназванным, на время вылетов натовских истребителей закрываются все гражданские воздушные коридоры, отчего гражданские авиакомпании должны перекраивать свои графики полетов, что их вовсе не радует. По данным 'Евроконтроля' - организации, консультирующей Еврокомиссию по авиационным вопросам, к 2015 году интенсивность авиадвижения в Европе должна возрасти вдвое. И военное пространство будет использоваться также гражданской авиацией. Вот только осталось военных уговорить.

'Россия нам не враг'


От бельгийских военных мы узнали, что обслуживанием истребителей занимаются пять летчиков и около 50 технических сотрудников из Бельгии и Дании. Их миссия в Литве продлится до 1 июля этого года. После этого их должны сменить специалисты из другой страны НАТО.

Бельгийцы с нетерпением ждут 1 июля - даты смены, потому что пока их бьют шяуляйцы, над ними иронизирует местная пресса. После второго случая избиения и ограбления 38-летнего бельгийского механика одна из шяуляйских газет вышла с заголовком 'Литва - Бельгия - 2:0'.

...В это время раздается дикий рев реактивного двигателя: один из F-16 выходит на взлетную полосу и через секунду взмывает в небо. За ним тут же взлетает второй истребитель.

- Какие они маленькие... - разочарованно вздыхает голубо- глазая журналистка.

Министр обороны Атис Слактерис удивлен не меньше:

- Как может самолет на таких маленьких колесиках разогнаться до 300 километров в час?

Рев двигателя слышен даже тогда, когда самолет скрылся за облаками. Как выяснилось, это не нравится местным жителям, но их мнение никого особо не интересует.

Бельгийские военные охотно говорят про Россию. По их словам, российская военная авиация не представляет угрозы для балтийских государств, потому что НАТО и Россия больше не враги, а партнеры в борьбе с терроризмом.

Атис Слактерис сказал 'Часу', что между странами Балтии и официальной Москвой существует 'взаимопонимание по вопросу расширения НАТО', а скандальные заявления некоторых российских политиков - это их личное мнение.

Атис Слактерис вояжем журналистов в Зокняй явно остался доволен. А корреспонденты 'Часа' поймали себя на мысли, что ведь еще пару лет назад нынешний министр обороны был министром земледелия. И в той поездке он не без гордости показывал нам урожай на гороховых полях.

Такие вот парадоксы времени...



19.04.2004

Вадим РАДИОНОВ, Даниил СМИРНОВ Рига - Шяуляй - Рига

ЧАС - ежедневная русская газета Латвии.
Адрес сайта:
http://www.chas-daily.com/win/index.html?




 
0




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам